c

Cum sociis Theme natoque penatibus et magnis dis parturie montes, nascetur ridiculus mus. Curabitur ullamcorper id ultricies nisi.

1-677-124-44227 184 Main Collins Street, West Victoria 8007 Mon - Sat 8.00 - 18.00, Sunday CLOSED
Follow Us
Image Alt

Тайцзицюа́нь

ТайцзицюаньТайцзицюа́нь (кит.трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньиньtàijíquán) — буквально Великий предел кулака, или кулак Великого Предела, китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу.Тайцзицюань является самым распространенным и наиболее таинственным видом боевого искусства.
С пяти-шести часов утра в парках и на набережных всех, без исключения, городов и населенных пунктов Китая можно встретить сотни людей, занимающихся тайцзицюань.
Количество занимающихся тайцзицюань в Китае потрясает: лишь по официальным данным, их насчитывается около двухсот миллионов человек.

О его происхождении ходят всевозможные слухи и легенды.По одному из преданий родоначальником тайцзи считается странствующий даоский монах из монастыря на горе Удан — Чжан Саньфен жившего в XV веке.
Cогласно другой легенде Чжан Саньфен — алхимик, проживавший в XII веке на горе Удан во времена правления династии Мин.а созданный им стиль открылся ему во сне.
По другой версии основы тайцзи были заложены мастером Сюй Сюаньпином — мистиком и магом, занимавшегося исследованиями таинственных сил в период династии Тан, средина VIII века.
Ввиду огромного интереса и быстрорастущей популярности Тайцзицюань стали возникать многочисленные легенды, повествующие главным образом о том, что это искусство было передано людям небожителями, причем дата происхождения сдвинута на несколько столетий с 8го века до 17го столетия.
И все же, после длительных и кропотливых исследований предпринятых как Китайскими, так и независимыми зарубежными экспертами, удалось выяснить, что на самом деле Тайцзицюань был создан в середине XVII века Чень Вантином проживающим в провинции Хенань, графства Вень.
Чень Вантин был известным военонначальником,но после падения династии Мин, под влиянием Даосизма удалился от общества и жил в уединении, в свободное время занимался совершенствованием своего мастерства и созданием нового стиля.
В «Энциклопедии восточных боевых искусств» (Маслов А.А. М., 2000) приводится следующая информация о последних годах жизни создателя Тайцзицюань: «Укрывшись от людей, Чень Вантин предавался размышлениям, читал труды древних мудрецов, штудировал даосские писания о «вскармливании жизни» через управление ци. Его настольной книгой стал «Канон императорских покоев» («Хуан тин цзин») – трактат IX века, рассказывающий о важнейших нормах здоровой жизни, питании, регуляции сексуальных отношений, гимнастике даоинь и других даосских секретах, возвращающих молодость. Стареющий Чень Вантин писал: «Тщетно удостаивали меня благодеяниями и милостью. Сегодня же я годами стал стар и одряхлел, лишь свиток «Канона императорских покоев» является единственным и неразлучным спутником. Пребывая в одиноком отдохновении, я разрабатываю систему кулачного искусства, а предаваясь хлопотам по хозяйству, обрабатываю поле. Пользуясь мгновениями досуга, обучаю своих сыновей и внуков, дабы они стали подобны тиграм и драконам».

Тайцзицюань — это многофункциональные упражнения, которые не только развивают суставы, позвоночник с помощью разнообразных движений, но также укрепляют важнейшие органы и центральную нервную систему, воздействуя на них освоенным до автоматизма, медленным, глубоким брюшным дыханием и концентрацией внимания.
Достаточно самого поверхностного знакомства с комплексом, чтобы убедиться в его чудодейственных возможностях исцелять и восстанавливать здоровье.
Быстрому распространению тайцзицюань способствовали несколько факторов. Главный из них, пожалуй, то, что практика тайцзицюань помогает успокоить ум и расслабить тело, эти умения жизненно необходимы в нынешнее время стрессов.
Другой фактор — довольно неожиданный. Так как огнестрельное оружие стало эффективным и легкодоступным, тайцзицюань стал менее важным, чем ранее, средством самозащиты, и многие мастера стали повсеместно делиться секретами тайцзицюань с широкой публикой.
И третий фактор — это эффективность гимнастики, как метода оздоровления и лечения некоторых заболеваний. К сожалению, именно это увлечение оздоровительными аспектами способствует тому, что люди перестали интересоваться глубинами теории тайцзицюань.
Овладение теорией и практикой на глубоком уровне требует времени и усилий, но каждый, кто практикует тайцзицюань хотя бы несколько лет, понимает — это не просто упражнения для релаксации и успокоения, но и сложное и высокое искусство. Медленные медитативные движения тайцзи-цюань дают практикующему глубокое чувство радости и внутреннего удовлетворения. Это происходит потому, что тайцзицюань плавен, изящен и утончен не только внешне, но и внутренне.
Практикующий может ощутить в своем теле циркуляцию ци и достичь медитативного покоя ума. Циркуляция ци улучшает здоровье и может привести к просветлению.
Тайцзи-цюань популярна как оздоровительная гимнастика, но приставка цюань (кулак) подразумевает, что Тайцзицюань — это боевое искусство.
«Ма Хун — боевое применение – душа тайцзицюань».Боевое применение (цзицзи) – это душа ушу. Традиционный тайцзицюань – не исключение. Хотя внутреннее содержание тайцзицюань чрезвычайно богато, а занятия им полезны для здоровья, все же его суть выражается в боевом применении, которое зиждется на взаимной поддержке инь и ян,каждое движение в комплексе имеет прикладное значение, включает несколько приемов. Если из движений тайцзицюань убрать боевую составляющую, то это будет не истинный тайцзицюань.
Отличительными чертами боевого применения тайцзицюань являются мягкая нейтрализация и жесткий выброс, тянущим продвижением провалить (силу противника) в пустоту, механизм «четырьмя лянами отбить тысячу цзиней, это мягкость и жесткость, раскрытие и сжатие, легкость и погруженность. Вследствие чего превосходно объединяются внутреннее содержание (боевое применение) и внешняя форма (движения).

Особенности техники

К главным особенностям Тайцзицюань относятся мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун(юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в го-дзю-рю и уэти-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён описываемый ниже комплекс пао-чуй).

Иллюстрация представления о мирозданиив китайской философии.

Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых Форм Тайцзи, основанны на Ба-гуа:

  • Четыре Направления:
  •  乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Отражение
  •  坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Откатывание
  •  坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Нажимание
  •  離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Толкание
  • Четыре Угла:
  •  兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локоть
  •  震 Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Раскалывание
  •  巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Притягивание
  •  艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Плечо/Опирание

Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники.
Вместе с тем получившие широкое распространение стили (особенно стиль Ян), производные от Чэнь, не содержат в публичных вариантах жёстких техник, что привело к закреплению заблуждения о том, что Тай Цзи является мягкой техникой.
Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости.
Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (взрывающихся кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)

– Пять стилей Тайцзицюань

Выделяют пять основных стилей тайцзицюань, производных от стиля Чэнь.

Стиль Чень

  • Тайцзицюань семьи Чэнь (кит. 陈式太极拳) — исходное боевое искусство семьи Чэнь. Этот стиль подразделяется на старый и новый . В старом стиле основанный Чень Вантином в середине 17 века,было пять комплексов таолу. За более чем трехсотлетнюю историю развития,чень-стиль непрерывно шлифовался и до нас дошло только два комплекса.
    Первая таолу “мягкого много, жёсткого мало”, 83 формы.
    Стиль чэнь яркий и разнообразный,сочетает в себе мягкие и жестские,плавные и резкие движения производимые с различной скоростью, а также различные вращения,прыжки,толкания и силовые энергетические взрывы.
    Правильное выполнение форм стиля Чень требует достаточно высоких энергетических затрат и определенной физической подготовки.Второй комплекс чень — пао-чуй(пушечный удар),“жесткого много, мягкого мало”,имеет сейчас 71 форму.
    Его основные особенности следующие:
    Большое количество сокрушительных ударов ногой.
    Движения по сравнению с 83 формой,быстрее и жестче,удар сильнее
    Изобилие ударов в прыжках,большое количество наскоков,уворачиванией,молниеносных разворотов и перемещений — во всем ощущается огромная сила.
    По одной из версий, Чэни практиковали Шаолиньский паочуй, не имеющий отношения к тайцзи-цюань:)
    Тайцзи-цуань Чэнь практикуются поклонниками этого стиля наряду с формами, включающими техники работы с различными видами оружия и парными упражнениями

Стиль Ян

Тайцзицюань семьи Ян (кит.杨式太极拳) —этот стиль основан мастером Ян Лучанем из провинции Хебей(1800 — 1873).Его семья была бедной и Ян работал в семье Чэнь Цзягоу,а юношей у учителя Чэня и освоил его стиль. В зрелом возрасте вернулся к себе в провинцию и стал там практиковать тайцзи-цуань. Упорно тренируясь,Ян Лучань видоизменил стиль чэнь,добавив ему мягкости в сочетании с решительностью и силой.
Ян Лучань упростил выброс силы,прыжки,сотрясающие удары ногой и другте сравнительно трудные элементы комплекса чэнь.
Позже его сын Ян Цзянхоу еще больше переработал этот стиль в сторону упрощения. В этом виде  стиль ян  стал более распостраненым и доступным для всех любителей тайцзи-цуань.
По сравнению со стилем Чень, стиль Ян является более легким для освоения на первом этапе, доступным для людей, практически с любым уровнем подготовки.
В настоящее время существует уже несколько разновидностей стиля Ян: семейный (Ян-цзя), «новый» (Ян-ши) и «спортивный» (24 формы, 88 форм).
Стиль Ян, по версии приверженцов Чэнь, являет собой переработанную версию Чэнь, упрощенную для нужд богатой аристократии.
Комплекс тайцзи-цуань Ян из 24 форм, созданный в 1956 году, является самым популярным комплексом оздоровительных движений во всем мире.

В тайцзи-цюане стиля Ян можно выделить три главные «формы»: большую, среднюю и малую. Есть также три вида стоек: высокие, средние и низкие.
Ян Чэнфу (Ян Чжаоцин 1883 — 1935) внук Ян Лучаня. Он учил,стойки могут быть любыми — высокими, средними или низкими, но форма (то есть способ выполнения движений) должна быть «широкой, открытой и расслабленной». Большая форма особенно хороша для укрепления здоровья.

Стиль средней формы требует, чтобы движения не были ни слишком размашистыми, ни слишком скованными, а внутреннюю цзинь не следует ни выпускать всю, ни излишне сдерживать. Поэтому и движения, и поток цзинь здесь более плавны и непрерывны, чем в двух других формах. Стиль средней формы преподавал Ян Цзяньхоу.

Стиль малой формы, движения которого более «компактны», легки, проворны и быстры, восходит к Ян Шаохоу. Этот стиль специализируется на боевом применении искусства тайцзи-цюаня. В заключение отметим, что малая форма, как правило, лучше всего подходит для боевого применения, хотя она и самая сложная. Большая же форма лучше всего подходит для оздоровительных целей.

  • Тайцзицюань У Юйсяна (кит. 武式太极拳) — Основателем этого стиля считается мастер У Юйсяна,живший в конце династии Цин,в провинции Хебей. У Юйсянь сначала обучался у Ян Лучаня,а затем постигал искуство старого направления стиля чэнь. Он стал мастером чэнь. Позже он изучил стиль ян и его направления большое да и малое сяо . Практикуя и изменяя эти направления , он пытался постичь, корни и соединить их воедино, выбрав из этих направлений все лучшее. Так возникло еще одно направление тайцзи, которое в народе назвали стилем у. Его особенности: шаг строгий, движения плавные, кулаки сжатые, пустое и полное строго разграничены, раскрытия и закрытия ясные; энергия ци во время вращении и движений в разные стороны находится в средоточии дань-тянь в области живота. Трансформация пустого и полного во внутреннем движении и скрытая циркуляция ци обретают внешнюю форму.
  • Тайцзицюань У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳) — происходит от маньчжурского мастера Цюань Ю,жившего на закате правления династии Цин,в провинции Хебей. Сначала Цюань Ю обучался у знаменитого Ян Лучаня в императорском дворце,а затем пошел в ученики к его сыну Ян Баньши и стал первокласссным мастером мягких стилей. Его сын Цзянь Цуань изменил фамилию на китайскую У и продолжил семейную традицию по изучению и распостранению тайцзи-цуань.Видоизменив и пополнив арсенал движений более пластичными и мягкими,убрав сложные трюки и прыжки,У Цзянь Цуань создал свою школу вылившуюся потом в стиль У.
  • Тайцзицюань семьи Сунь (кит. 孙式太极拳) — основателем этого направления является Сунь Лутана из уезда Вань провинции Хебей(1861-1932). Сунь Лутан был страстным поклонником ушу,он изучал син-и-цуань,затем багуа-джан и стиль У. Вникнув в каждый из этих стилей и соединив их,он основал свой,стиль Сунь. Стиль Сунь отличается челночными движениями взад-вперед,гибкостью и спокойствием. Комплексы напоминают плывущие облака или непрерывный поток воды.Принцип каждого поворота тела подобен раскручиванию»кай» и скручиванию «хэ»,друзья мастера называли этот стиль кай-хэ хобу(быстрые шаги скручивания и раскручивания). Стиль Сунь это не только уклонения,прыжки,перемещения заимствованных из багуа-джан,но и взлеты,падения,уходы вниз и перевороты из син-и-цуань.

Помимо них существуют и другие, менее известные направления — например «тайцзицюань деревни Чжаобао», «тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д. Также необходимо отметить существование даосских стилей тайцзицюань, отличающихся от Чэнь и его производных как рисунком классических последовательностей стиля, так и глубокой проработкой соответствия между традиционными учениями и воплощением их в конкретные обучающие методики. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от Чэнь ши Тай Цзи возникновение и развитие внутри даосских общин.